Как мы можем вам помочь?

Категории
< Все темы
Печать

Маркировка молока: сроки и схема работы, как подготовиться

В 2021 году начнется обязательная маркировка молочной продукции. Разберемся со сроками и схемой работы, как подготовиться, что делать с остатками и сколько стоят нарушения.

Закон о маркировке молочных продуктов

Маркировка молочки в режиме эксперимента началась 15 июля 2019 года в соответствии Постановлением Правительства РФ № 836 от 29 июня 2019 г.

Распоряжение Правительства РФ № 2647-р от 8 ноября 2019 года добавило молочные продукты в перечень товаров, подлежащих маркировке, и определило сроки введения.

Маркировка и система «Меркурий»: в чем разница

С 2018 года за движением товаров животного происхождения, и молока в том числе, уже следит государственная система Меркурий. Зачем нужно внедрять еще и маркировку? На сайте Честного знака это объясняется так: Меркурий отслеживает сырье, а Честный знак — готовую продукцию. То есть при изготовлении сметаны или йогурта Меркурий контролирует процесс производства самого молока, а Маркировка — уже следит за качеством готовой баночки от производителя до прилавка.

В настоящий момент ведется интеграция между двумя системами. В рамках эксперимента коды маркировки связываются с идентификатором (guid) производственного ВСД, и далее при передаче товара по торговой цепочке права собственности фиксируются в ГИС МТ на основании электронного УПД.

Сроки

Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2020 № 2099 утвердило сроки введения обязательной маркировки молока.

С 15 июля 2019 по 31 декабря 2020 — эксперимент по маркировке готовой молочной продукции.

С 20 января 2021 — подготовительный этап: участники оборота могут добровольно маркировать, вводить в оборот и фиксировать выбытие через кассы маркированную молочную продукцию.

Обязательная маркировка молочной продукции вводится поэтапно и для каждого участника оборота в разное время:

  1. Производство

Производители обязаны наносить и отчитываться о вводе в оборот:

  • с 1 июня 2021 — ТНВЭД 2105 00; ОКПД2 10.52.10для мороженного и  ТНВЭД 0406; ОКПД2: 10.51.40.100; 10.51.40.210сыров;
  • с 1 сентября 2021 — ТНВЭД: 0401, 0402, 0403, 0404, 0405, 0406, 2202 99 910 0, 2202 99 950 0, 2202 99 990 0; ОКПД2: 10.51.11, 10.51.12, 10.51.21, 10.51.22, 10.51.30, 10.51.40.300, 10.51.51, 10.51.52, 10.51.55, 10.51.56, 10.86.10.110, 10.86.10.140, 10.86.10.190для товаров всех остальных подгрупп сроком годности более 40 дней;
  • с 1 декабря 2021 — для молочных продуктов сроком годности менее 40 дней.

2. Розничная продажа

С 1 декабря 2021 — необходимо фиксировать выбытие маркированной продукции через онлайн-кассы.

3. Отгрузка и приемка

С 1 сентября 2022 — обязательный обмен электронными УПД, необходимо отчитываться об отгруженной и принятой маркированной продукции.

С 1 декабря 2022 — маркировка становится обязательной для фермеров при продаже через собственную розницу и прямых продажах.

Участники маркировки молока

Производители молока — наносят на готовую молочную продукцию знак с цифровым криптокодомации — код Data Matrix. Подают в систему маркировки сведения о вводе товаров в оборот.

Дистрибьюторы — регистрируют получение и передачу его далее по цепочке через оператора ЭДО.

Розничные магазины — фиксируют приемку молочных продуктов от дистрибьютора через оператора ЭДО и продажу конечному клиенту с помощью онлайн-кассы.

Общепит — фиксируют приемку молочных продуктов от дистрибьютора через оператора ЭДО, перед приготовлением блюд выводят марки из оборота: сканируют код с товара и списывают с причиной «Для собственного оборота».

1. Производитель получает коды в системе маркировки, размещает их на товар.
2. При отгрузке производитель отправляет дистрибьютору электронный УПД со всеми кодами с упаковок молочных продуктов.
3. Дистрибьютор при приемке сверяет коды в документе с полученными по факту, утверждает УПД и передает данные в систему маркировки через оператора ЭДО.
4. Дистрибьютор, отгружая товар розничному магазину, также формирует УПД с кодами.
5. Магазин при приемке сканирует всю партию товара и сверяет информацию с кодами, указанными в УПД. Если расхождений нет — подтверждает приемку товара.
6. При продаже кассир сканирует код маркировки с молочных продуктов, оператор фискальных данных добавляет его в чек и отправляет в систему маркировки. Код выбывает из оборота.

Штрафы: какие и за что

ШтрафЮрлицаДолжностные лицаГраждане
За производство молока без кодов маркировки50 тыс. — 100 тыс.₽5 тыс. — 10 тыс.₽
За продажу, хранение и перевозку без передачи сведений в систему маркировки50 тыс. — 300 тыс.₽5 тыс. — 10 тыс.₽2 тыс. — 4 тыс.₽

Перечень молочных продуктов, подлежащих маркировке

Маркировать нужно будет молоко, сливки, сливочное масло, сгущенку, йогурты, кефир, мороженое, сыр и творог.

Молочная продукцияКод ТН ВЭД ЕАЭС
Молоко и сливки без сахара и подсластителей0401
Сгущенное молоко и сливки с сахаром и подсластителями0402
Пахта, простокваша, йогурты, кефир и другие кисломолочные продукты0403
Сгущенная или несгущенная сыворотка с сахаром или другими подсластителями0404
Сливочное масло и продукты, изготовленные на основе натурального молока0405
Творог и сыры0406
Мороженое и прочие виды пищевого льда2105 00
Прочие продукты, которые содержат жир, полученный из категорий продуктов 0401-0404, в т. ч. минеральные и газированные с сахаром, подсластителями, вкусовыми и ароматическими добавками, и прочие безалкогольные напитки, кроме соков из овощей и фруктов товарной позиции 2009: менее 0,2 мас. %2202 99 910 0
Прочие продукты, которые содержат жир, полученный из категорий продуктов 0401-0404, в т. ч. минеральные и газированные с сахаром, подсластителями, вкусовыми и ароматическими добавками, и прочие безалкогольные напитки, кроме соков из овощей и фруктов товарной позиции 2009: 0,2 мас. % или более, но менее 2 мас. %2202 99 950 0
Прочие продукты, которые содержат жир, полученный из категорий продуктов 0401-0404, в т. ч. минеральные и газированные с сахаром, подсластителями, вкусовыми и ароматическими добавками, и прочие безалкогольные напитки, кроме соков из овощей и фруктов товарной позиции 2009: 2 мас. % или более2202 99 990 0

Код маркировки: куда наносить и какие данные содержит?

Молочные продукты маркируют знаками с цифровым криптокодом в формате Data Matrix.

Его можно наносить на упаковку или на крышку ПЭТ-бутылки путем прямого нанесения при производстве или этикирования. Для нанесения кода необходима площадка до 15×15 мм.

Код маркировки молочных продуктов, включает в себя четыре группы данных и идентифицируется атрибутами (идентификаторами применения, AI), предусмотренными стандартом GS1 DataMatrix.

В начале строки кода маркировки должен присутствовать признак символики GS1 Data Matrix FNC1 (ASCII 232):

  1. первая группа идентифицируется AI=’01’, состоит из 14 цифр и содержит код товара;
  2. вторая группа идентифицируется AI=’21’, состоит из 13 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также спецсимволов) и содержит индивидуальный серийный номер упаковки молочной продукции и завершается символом-разделителем FNC1 (ASCII 29);
  3. третья группа является опциональной и, в зависимости от срока хранения молочной продукции, содержит:
  • для продуктов со сроком хранения более 72 часов группа идентифицируется AI=’17’ и состоит из 6 цифр в формате ГГММДД, содержащих дату окончания срока годности продукции;
  • для продуктов со сроком хранения менее 72 часов группа идентифицируется AI=’7003’ и состоит из 10 цифр в формате ГГММДДЧЧММ, содержащих дату и время окончания срока годности продукции с точностью до часов и завершается символом-разделителем FNC1 (ASCII 29);

4. четвертая группа идентифицируется AI=’93’, состоит из 4 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных символов) и содержит код проверки.

Что нужно для работы с маркированной молочной продукцией

  1. Зарегистрироваться в системе маркировки.
  2. Научиться маркировать продукцию (для производства и импорта): подключиться к маркировке, приобрести оборудование для печати этикеток.
  3. Научиться принимать маркированное молоко: подключиться к ЭДО и маркировке, приобрести оборудование для сканирования марок.
  4. Научиться продавать маркированное молоко:
  • для производства, импорта и опта: подключить ЭДО для отправки документов;
  • для розницы: обновить прошивку кассы, подключиться к ОФД, поставить 2D-сканер на место кассира.

Как маркировать

ПроизводительИмпортер
Заказывает коды маркировки в Честном знаке.Печатает этикетки с кодами и наклеивает их на товары.Отчитывается в Честный знак о вводе в оборот.Заказывает коды маркировки в Честном знаке.Передает экспортеру файл для печати этикеток или готовые этикетки — экспортер наклеивает этикетки на товары и отгружает их.Импортер после прохождения таможни отчитывается в Честный знак о вводе в оборот.

При необходимости производитель/импортер создает коды транспортных упаковок и печатает этикетки для них, формирует агрегаты и отчитывается в Честный знак о кодах внутри упаковок.

Оптовая продажа маркированной молочной продукции

Что понадобится

Подключить ЭДО для отправки электронных УПД с кодами розничным продавцам.

Как отгружать

Оптовику необходимо сформировать электронный УПД и указать в нем коды маркировки с отгружаемых товаров. Подписать его электронной подписью и отправить контрагенту через оператора ЭДО. Оператор сам отправит УПД в Честный знак после подписания получателем, а коды внутри документа будут переведены в собственность покупателя.

Приемка маркированной молочной продукции

Что нужно

  1. Подключение к ЭДО. В СБИС все входящие документы бесплатно.
  2. Подключение к системе маркировки, чтобы отправлять туда коды.
  3. Оборудование для сканирования марок.

Как принимать

Вы получите от поставщика электронный УПД с кодами по ЭДО. Чтобы сверить марки из накладной с полученными по факту, отсканируйте все коды с упаковок. Если все хорошо, подтвердите УПД, если есть расхождения — отклоните его или дождитесь исправленного УПД. Если хотите, можете сразу подтвердить получение без проверки.

Розничная продажа маркированной молочной продукции

Что понадобится

  1. Обновить прошивку онлайн-кассы, чтобы добавлять код маркировки в чек. Проверьте ваше кассовое программное обеспечение по инструкции. Обновить ПО можно у производителей и в авторизованных сервисных центрах. ООО “Новые Технологии” имеет статус АСЦ — обращайтесь.
  2. Подключить ККТ к ОФД, который умеет передавать в чеке коды в маркировку.
  3. 2D-сканер для считывания марок.

Как продавать

Продавать маркированный товар нужно через онлайн-кассу с ОФД: кассир сканирует код, товар добавляется в чек, а оператор фискальных данных отправляет его в систему маркировки.

Как работать с маркировкой общепиту

Кафе и рестораны принимают маркированную «молочку» по вышеопиcанной схеме.

Для приготовления блюд нужно вывести маркированный товар из оборота: сканируете код с товара и списываете его из системы маркировки с причиной «Для собственных нужд».

Если вы не используете маркированную молочную продукцию на кухне, а продаете в производственной упаковке, например, мороженное в летнем кафе, то такой товар нужно продавать через онлайн-кассу, как в рознице.


По материалам sbis.ru

Предыдущая Маркировка альтернативной табачной и никотинсодержащей продукции
Следующая Перечень товаров подлежащих маркировке
Оглавление